Помощь трудным детям.
· создающий проблемы в обучении, воспитании, сам страдающий от этого; без корекционных мер в дальнейшем возможно антисоциальное поведение
· это ребенок, при взаимодействии с которым во время учебного процесса и(или) вне него возникают определенные сложности, связанные с капризностью, несоблюдением дисциплины, повышенной тревожностью и т.д., от которых страдает не только окружение "трудного", но и сам ребенок
· это ребенок, поведение которого вследствие объективных причин (неудачи в семье, неудачи в учебе, неудачи в отношении со сверстниками) не соответствует социальным нормам. С помощью такого поведения он "просит", чтобы на него обратили внимание и по возможности устранили факторы, провоцирующие его на такое поведение.
· ребенок, который испытывает трудности в воспитании и обучении, в связи с чем нуждается во внимании, понимании и поддержке со стороны окружающих.
· ребенок, который не умеет выражать свои эмоции и чувства социально приемлемым способом, имеет проблемы в общении со сверстниками и обучении.
· в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они становятся такими под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Трудный ребенок нуждается в помощи и ни в коем случае не в критике и наказаниях.
Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более - ребенку.
Причина вторая — борьба за самоутверждение.
Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе — нельзя прожить жизнь на опыте старших.
Причина третья — жажда мщения окружающему миру, взрослым.
Ребенок мстит за:
- неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»
- сравнение со сверстниками не в его пользу;
- за унижение друг друга в кругу семьи, в классе;
- за потерю одного из родителей в результате развода;
- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок.
- за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
- за ложь и хамелеонство взрослых и др.
- Причина четвертая — неверие в свой успех.
Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьей, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребенка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
· Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
· Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»
· Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека»
· Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.
Организация педагогической помощи:
1. Изучение интересов и способностей детей, создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка, вовлечение в кружки, общественно полезную деятельность.
2. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие синдрома «неудачника»
3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений.
4. Формирование положительной Я-концепции. Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогике – к педагогике сотрудничества и заботы.
Организация психологической помощи
Изучение психологического своеобразия «трудных» детей, особенностей их жизни и воспитания, отношения к учению, волевого развития личности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
Психологическое консультирование педагогов с целью помочь ребенку преодолеть определенные трудности.