Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Каждый наш поступокявляется капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества. Специальная коррекционная школа 8 вида готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в социальном окружении. Значит, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам
Учитывая все особенности своих воспитанников, ставлю основную цель своей деятельности классного руководителя:
- Создание условий для развития и самореализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его успешной социализации в обществе;
- Коррекция, исправление умственного и физического недоразвития.
Для достижения поставленной цели, в ходе своей деятельности решаю задачи:
- Формирование и развитие коллектива класса;
- Создание благоприятных психолого – педагогических условий для развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- Формирование здорового образа жизни;
- Организация системы отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива класса;
- Защита прав и интересов обучающихся;
Свою деятельность классного руководителя осуществляю как целенаправленный, системный, планируемый процесс, в основе которого личностно-ориентированный подход к ребенку с ОВЗ с учетом актуальных задач, ситуации в коллективе класса, межличностные отношения.
С целью грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций знакомлюсь с новыми тенденциями, способами и формами воспитательной деятельности, современными технологиями воспитания.
В соответствии со своими функциями выбираю такие формы работы как:
- Индивидуальные (беседы, консультации, оказание индивидуальной помощи др.)
- Коллективные (конкурсы, соревнования, игры и др)
Выбор форм работы обусловлен:
- Определением содержания и основных видов деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед специальной коррекционной школой 8 вида;
- Учетом принципов организации образовательного процесса, возможностями, интересами и потребностями обучающихся, внешними условиями;
- Обеспечением целостного содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Свои функции классного руководителя реализую в тесном сотрудничестве с педагогами, которые работают с учащимися моего класса. Такое взаимодействие позволяет организовать и координировать педагогическую работу с учащимися и коллективом. Стараюсь привлекать учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи младшему школьнику с ОВЗ и его семье.
Однако, на воспитание ученика, влияет и воспитательный потенциал семьи. Взаимодействие с родителями мною рассматривается в рамках семейного воспитания. Основной целью данной работы считаю установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогическим коллективом специальной коррекционной школы 8 вида . Объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
В практической деятельности с родителями воспитанников с ОВЗ использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, реализую такие формы работы: классное родительское собрание, индивидуальные консультации, психолого – педагогические тренинги.
Характер и направленность родительских собраний подсказывает сама жизнь и система организации в детском коллективе. Тематика и методика моих собраний учитывает уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Стремлюсь к тому, чтобы родительские собрания становились школой просвещения родителей, расширяли их педагогический кругозор, стимулировали желание стать хорошими родителями.
Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности своего класса осуществляю с помощью включения их в такие виды взаимодействия как организация и проведение праздников (традиционным стало празднование дней рождений, окончание четверти). Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, . Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, производят огромный воспитательный эффект.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника.Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.
Как хочется научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека. Чтобы добиться этого, я стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищ и класс в целом.
Учитывая специфику возраста своих учеников, цели по развитию и воспитанию личности младшего школьника, каждый год корректирую. Я считаю, что только через системный подход к организации жизнедеятельности класса, возможно, обеспечить целостность становления личности воспитанника. Поэтому каждый год направлен на решение следующих задач:
1.Подготовительный (1кл)
- изучение класса, его учащихся, внутренней и внешней среды классного коллектива;
- проведение диагностических исследований;
- проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества;
- деятельность по сплочению и развитию классного коллектива
2. Прогностический (2кл)
- разработка содержания деятельности, отбор наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия;
- разработка моделируемых элементов воспитательной системы в жизнедеятельности классного сообщества;
- укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы» и индивидуального образа классного коллектива;
3.Практический (3кл)
- оформление классного коллектива в единое целое, в содружество детей и взрослых;
- стабильное функционирование и развитие ученического и родительского самоуправления;
- привлечение учащихся и родителей к общественной и социально значимой деятельности
4.Обобщающий (4кл)
- обобщение положительных результатов
Отсюда вытекают предполагаемые результаты деятельности:
-сплочённость классного коллектива
-сохранение индивидуальности каждого
-развитие творческих способностей
-укрепление здоровья и развитие физической подготовки.
В своей работе по воспитанию детей с ОВЗ определила для себя некоторые правила:
- у каждого ребёнка свой потенциал здоровья, его нужно учитывать
- каждый ребёнок уникален (идеальных и плохих нет)
- маленькие достижения представлять большими
- образное, выразительное общение с детьми (улыбка, взгляд, слово, юмор)
Мои основные принципы воспитания
- искренность и доверие в отношениях с детьми
-личный пример и участие во всех делах класса
- разумное сочетание любви и строгости
- уважение личности ребенка
- доброжелательность в отношениях с родителями
Найти подход к каждому ребенку, определить интересы и возможности каждого, направить воспитательный процесс в нужное русло, так, чтобы класс стал целым коллективом.
Планируя внеурочную работу класса, особое внимание уделяю организации физкультурно-оздоровительных и лечебно- профилактических мероприятий.
Цель каждого классного руководителя - создать коллектив, дружный класс, где ребята чувствуют себя спокойно, уверенно, идут в школу с хорошим настроением. Это важный фактор, помогающий сохранить здоровье школьника, повысить результат успеваемости, осознать собственную значимость. Именно к этому стремлюсь в своей деятельности классного руководителя.
|